^Вверх

Декабрь 2024
21
Суббота
Joomla календарь

baner3

baner4

LIB logotype

baner7

baner8

эмблема степная новь

baner9

baner10

baner11

e9b20d431fc905f74ae422369751a143

портала КУЛЬТУРА.РФ

bez imeni 1

БАННЕР ВИтрина закупок Ростовской области

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
"Рифма, звучная подруга..."
цитаты и афоризмы
 
Пушкин о любви
 
«Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви»
/Из статьи Пушкина «Александр Радищев»/
***
«Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его»
***
«Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин»
***
«Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?...
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем»
***
«Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле»
***
«В миг, когда любовь исчезает, наше сердце ещё лелеет её воспоминание»
***
«Первая любовь всегда является делом чувствительности. Вторая — дело чувственности»
***
«Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим».
***
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
***
«Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать моe воображенье?»
***
«Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец».
***
«Любви все возрасты покорны.
Кто раз любил, тот не полюбит вновь».
***
«Болезнь любви неизлечима!»
 
Об искусстве, поэзии и поэтах, о вдохновении…
 
«Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать».
***
«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных».
***
«Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и прочь». /Из статьи «Путешествие из Москвы в Петербург»/
***
«Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца».
***
«Служенье муз не терпит суеты»
***
«Не хочу быть шутом, ниже у Господа Бога».
 
О любви к Отечеству
 
«Все говорили о близкой войне и сколько помню, довольно легкомысленно. Подражание французскому тону времен Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педанством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. К несчастию, заступники отечества были немного простоваты; они были осмеяны довольно забавно и не имели никакого влияния. Их патриотизм ограничивался жестоким порицанием употребления французского языка в обществах, введения иностранных слов, грозными выходками противу Кузнецкого моста и том[у] подоб[ным]. Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации…». /Александр Сергеевич Пушкин «Неоконченные художественные произведения»/
***
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
***
«Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
***
«Москва, как много в этом звуке. Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось!»
 
О прошлом и будущем
 
«Что было, то не будет вновь».
***
«Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения».
***
«Что день, грядущий мне, готовит?»
***
«Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой!»
 
Молодость и старость
 
«Молодость — величайший чародей».
***
«...Вольнее птицы младость.
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь».
***
«Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана».
***
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
 
О мудрости
 
«О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай».
/Роман в стихах Евгений Онегин Глава VIII Строфа XXVII/
***
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель».
***
«Мечтам и годам нет возврата».
***
«Мы все глядим в Наполеоны».
«В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань».
***
«Поверил я алгеброй гармонию».
***
«Обычай — деспот меж людей».
 
Крылатые выражения
 
«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!»
/из стихотворения «Признание»/
***
«Блажен, кто с смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел».
/из романа в стихах «Евгений Онегин»/
***
«Быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей!»
/из романа в стихах «Евгений Онегин»/
***
«Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады».
/из мемуаров А.П. Керн/
***
«Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, боже».
/из романа в стихах «Евгений Онегин»/
***
«Говорят, что несчастие хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет».
/из письма к П.В. «Нащокину», март 1834 г./
***
«Зачем кусать нам груди кормилицы нашей, потому что зубки прорезались?»
/из письма к К.Ф. Рылееву, 25 января 1825 г./
***
«Исердце вновьгорит илюбит - оттого,
Что нелюбить оно неможет».
/из стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»/
***
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь».
/из романа в стихах «Евгений Онегин»/
***
«Мы почитаем всех - нулями,
А единицами – себя».
/из романа в стихах «Евгений Онегин»/
***
«Непродаётся вдохновенье,
Номожно рукопись продать».
/из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом»/
***
«Первый признак умного человека— спервого взгляда знать, скем имеешь дело, инеметать бисера...»
/из письма А.А. Бестужеву, конец января 1825 г./
***
«Пиво, страха усыпитель
И гневной совести смиритель».
/из стихотворения «Послание к Дельвигу»/
***
«Привычка свыше нам дана,
Замена счастью она».
/из романа в стихах «Евгений Онегин»/
***
«Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи».
/из романа (повести) «Капитанская дочка»/
***
«Скука есть одна изпринадлежностей мыслящего существа».
/из письма к К.Ф. Рылееву, май 1825 г./
***
«Я пишу для себя, а печатаю для денег».
/из письма П.А. Вяземскому, 8 марта 1824 г./
Высказывания о Пушкине
Современники Пушкина
 
«Мое время прошло... Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей».
 /Г.Р. Державин/ 
***
«Пушкин, ты приобрел уже в России пальму первенства: один Державин только еще борется с тобою, но еще два, много три года усилий, и ты опередишь его: тебя ждет завидное поприще: ты можешь быть нашим Байроном, но ради бога, не подражай ему. Твое огромное дарование, твоя пылкая душа могут вознести тебя до Байрона, оставив Пушкиным».
/К.Ф. Рылеев/
***
«Ты рожден быть великим поэтом. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».
/В.А. Жуковский/
***
«Как поэт он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался… В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».
 /М.Н. Волконская/
***
«Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде. Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться».
 /Д.Ф. Фикельмон/
***
«Пушкин не был создан ни для света, ни для общественных обязанностей, ни даже, думаю, для высшей любви или истинной дружбы. У него господствовали только две стихии: удовлетворение чувственным страстям и поэзия; и в обеих он ушел далеко».
/М. А. Корф/
***
«Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает».
/Император Александр I/
***
«Нынче говорил с умнейшим человеком в России».
/Император Николай I/
***
«Как Пушкин стихи пишет — перед ним стоит штоф славнейшей настойки — он хлоп стакан, другой, третий — и уж начнет писать!»
 /Н. Н. Пушкина/
***
«Гений известен; но что, может быть, неизвестно будет потомству, это то, что Пушкин с самой юности до гроба находился вечно в неприятном или стесненном положении, которое убило бы все мысли в человеке с менее твердым характером».
/Н.М. Смирнов/
***
«Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
/Н.В. Гоголь/
***
«Солнце нашей поэзии закатилось!»
/В.Ф. Одоевский/
***
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»
/Ф.И. Тютчев/
***
«Ай да Пушкин! ай да сукин сын!»
/А.С. Пушкин/
 

Русские и советские писатели и критики

 
«Пушкин - наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами».
/А.А. Григорьев/
***
«Муза его – не бледное создание с расстроенными нервами, закутанное в саван, а пылкая женщина, сияющая здоровьем, слишком богатая подлинными чувствами, чтобы искать поддельных, и достаточно несчастная, чтобы иметь нужду в выдуманных несчастьях».
/А.И. Герцен/
***
«Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия».
/Д.И. Писарев/
***
«Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был – был самим собой… Он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским».
/А.Н. Островский/
***
«Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа». 
/И.С. Тургенев/
***
«Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко...»
/Л.Н. Толстой/
***
«Если бы жил он дольше, может быть явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь ещё смотрят»
/Ф.М. Достоевский/
***
«Если через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое, то через нее же мы сами стали понятнее и себе самим и чужим»
/В. О. Ключевский/
***
«Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания и туманом слез не заволакивала сознания: её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости».
/И.Ф. Анненский/
***
«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков»
/К.Д. Бальмонт/
***
«Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Они не гарантируют нас от позднейших увлечений музой Надсона или ловкой музой графа А. Толстого. Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту»
/А. Белый/
***
«Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно».
/В.В. Розанов/
***
«Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы и по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества».
/А.М. Горький/
***
«Пушкина убила не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура».
/А.А. Блок/
***
«Пушкин сознавал, что ему суждена жизнь недолгая, словно торопился исследовать все пути, по которым могла пройти литература после него. У него не было времени пройти эти пути до конца: он оставлял наброски, заметки, краткие указания; он включал сложнейшие вопросы, для разработки которых потом требовались многотомные романы, в рамку краткой поэмы или даже в сухой план произведения, написать которое не имел досуга».
/В.Я. Брюсов/
***
«Завтрашняя все понятность Пушкина будет венцом столетнего долбления и зубрежки. Слова о сегодняшней всехной понятности Пушкина – это полемический прием, направленный против нас, это, к сожалению, комплимент не нужный ни Пушкину, ни нам. Это бессмысленные слова какой-то своеобразной пушкинской молитвы».
/В.В. Маяковский/
***
«Пушкин – единственный из новых мировых поэтов – ясен, как древние эллины, оставаясь сыном своего века. В этом отношении он едва ли не выше Гёте, хотя не должно забывать, что Пушкину приходилось сбрасывать с плеч гораздо более легкое бремя культуры, чем германскому поэту».
/Д.С. Мережковский/
***
«Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый… Русские не всегда любят своих героев. Но вот есть на Руси и исключение. Есть и для нас некто, кому мы поклоняемся и знаем, что должны поклоняться, и, если кто не понимает, не чувствует, не может постигнуть величие этого «поклоняемого», тот берет его как догмат».
/Н.А. Тэффи/
***
«Пушкин меня заразил любовью. Словом - любовь. Ведь разное: вещь, которую никак не зовут - и вещь, которую так зовут»
/М.И. Цветаева/
***
«Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов... постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях пушкинских изданий. Он победил и время, и пространство».
/А.А. Ахматова/
***

«Изо всего русского я теперь больше всего люблю русскую детскость Пушкина и Чехова, их застенчивую не озабоченность насчет таких громких вещей, как конечные цели человечества и их собственное спасение. Во всем этом хорошо разбирались и они, но куда им было до таких нескромностей, — не до того и не по чину! Гоголь, Толстой, Достоевский готовились к смерти, беспокоились, искали смысла, подводили итоги, а эти до конца были отвлечены текущими частностями артистического призвания, и за их чередованием незаметно прожили жизнь, как такую же личную, никого не касающуюся частность, и теперь эта частность оказывается общим делом и подобно снятым с дерева дозревающим яблокам сама доходит в преемственности, наливаясь все большею сладостью и смыслом».

 /Б.Л. Пастернак/
***
«У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца»
/А. Т. Твардовский/
***
«Та кипучая, наполненная разнообразными интересами, полная игры и творчества жизнь, которая была необходима Пушкину, требовала столь же «играющей», искрящейся и творческой среды и эпохи. Творческое сверкание пушкинской личности не встречало отклика в среде и эпохе. Пушкин не был способен застыть в том «неучастии», которое в этих условиях единственно могло помочь сохранить хотя бы остатки внутренней свободы и которое сделалось невольным уделом М. Орлова или Чаадаева после объявления его сумасшедшим».
/Ю.М. Лотман/
***
«Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах».
/Ю.М. Лотман/
***
«На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию и произвел переполох. Эротика была ему школой— в первую очередь школой верткости».
 /А. Терц
***
«Ничто не имело более великих последствий для русской литературы и русского языка, чем эта продолжавшаяся тридцать семь лет жизнь. Пушкин дал русской нации ее литературный язык и, следовательно, ее мировосприятие. С ним русская поэзия впервые заговорила действительно родной речью, то есть на разговорном языке»
/И.А. Бродский/
***
«Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве»
/С.Д. Довлатов/
***
«Пушкина выделяет его божественный эгоизм. Не зря он совершенно чужд жизнеучительству — Пушкин строил свою жизнь, а не чужую. Вот это исключительное, по крайней мере до Чехова, осознание ценности личности, индивидуальности, неповторимости, штучности человека — и есть черта, обрекшая Пушкина на долгое одиночество в нашей классике».
/П.Л. Вайль /
 

Зарубежные писатели и переводчики

 
«Стихи Пушкина не менее сжаты по сущности, чем по форме, и всякое его стихотворение является плодом глубокого размышления. ...Он долго разыскивает в своем колчане именно ту прямую и острую стрелу, которая неминуемо попадает в цель. Простота, а иногда и некоторый внешний беспорядок являются у него лишь расчетом утонченного мастерства».
 /П. Мериме, Франция/
 
«Но есть феномен Пушкина, который не способен общаться ни на каком другом языке, кроме родного. Его чары воздействуют на русских, где бы они ни были. Подобный культ не может основываться только на одной музыке, а поскольку смысл нам представляется заурядным, бесцветным, тут явно замешано какое-то колдовство. Я это отношу за счет капли негритянской крови, что текла в его жилах».
/Ж. Кокто, Франция/
 
«Пушкин, быть может, единственный писатель во всей мировой литературе, сумевший соединить в своем творчестве две противоположные тенденции: простоту формы и новаторство содержания. Он скорее подсказывал, чем показывал»
/А. Труайя, Франция/
 
Итак, сказано про Пушкина немало. И немало будет сказано еще.
И всё то благо, всё добро.
https://pbs.twimg.com/media/D8Wg2FeXkAgWFbE.jpg" >
 

Мы в соцсетях

youtube icon ok vk unnamed tg