^Вверх

tdctt

Октябрь 2021
26
Вторник
Joomla календарь

baner3

baner4

LIB logotype

baner7

baner8

эмблема степная новь

baner9

baner10

baner11

логотип нац проекта культура

  Приобщение населения, в том числе молодого поколения, к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей библиотек.                                                         Имея определенный опыт в продвижении книги, специалисты МУК МЦБ Зимовниковского района, включились в реализацию общегосударственной программы «Чтение». Активное участие в реализации Проекта приняли студенты и преподавательский состав Зимовниковского Сельскохозяйственного техникума.                                                                                                                Деятельность Проекта «Чтение как основа жизни» направлена на продвижение книги и развитие читательских интересов студентов и педагогического коллектива техникума.                             В основе проекта лежат не единичные мероприятия, а долгосрочная работа, рассчитанная на пять лет, способная не только инициировать, но и постоянно поддерживать читательский интерес к определенной теме или литературе.                                                                                                               Цель Проектаактивизировать интересы учащихся техникума и преподавателей к книге, чтению, библиотеке, быть навигатором в бескрайнем океане книжной продукции.                              Деятельность Проекта по продвижению чтения достаточно разнообразна. Его основные направления:

  • информационное – информирование населения о книжно-читательской и литературной жизни страны и региона, издательствах, авторах, литературных премиях, поступлениях книг в библиотечные фонды;
  • рекомендательно-библиографическое – отбор и рекомендация книг, как студентам, так и преподавателям;
  • исследовательское – изучение читательской ситуации среди студентов и преподавателей.


     Свою работу Проект начал в 2014 году. Его реализация происходит в три этапа. Задачей первого этапа стало изучение читательских интересов и заинтересованности в чтении студентов и преподавателей Зимовниковского Сельскохозяйственного техникума.                                                        Задача второго этапа – реализация системы мероприятий по продвижению чтения. Задача третьего этапа – обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Проекта.                    На первом этапе реализации проекта для изучения читательской ситуации в 2014 г. нами был проведен мониторинг «Что читаем и что почитываем?», который позволил проанализировать читательские потребности учащихся и преподавателей. Задачами мониторинга стали – выявление основных целей чтения и определение существующих предпочтений.                                                        В опросе участвовали 100 респондентов, из них 32 % юношей-студентов, 48 % девушек-студентов и 20% преподавателей.                                                                                                                        Возраст опрашиваемых – от 14 до 40 лет, в том числе до 20 - 41%, от 20 до 30 лет – 34%, от 31 до 40 лет – 25%.                                                                                                                                               Основная часть респондентов (79%) за литературой для чтения обращается в библиотеку, 11% анкетируемых книги обычно покупают, 5% берут необходимую им литературу у друзей. Домашней библиотекой пользуются 5% опрошенных. То, что большинство читателей берут книги в библиотеках, говорит о высоком престиже библиотечных учреждений, несмотря на сложности с комплектованием.                                                                                                                                                Среди молодежи преобладает чтение художественной литературы. Респонденты во время опроса называли произведения классиков и современников, как отечественной литературы (Чехов А., Гоголь Н., Грибоедов А., Толстой Л., Булгаков М., Солженицын А., Шолохов М., Акунин Б. и др.), так и зарубежной (Митчелл М. «Унесе нные ветром», Бредбери Р. «451 градус по Фаренгейту», Коэльо П. («Дневник мага», «Одиннадцать минут», «Алхимик»), Ремарк Э., Толкиен Дж. «Властелин колец», Уайльд О. («Портрет Дориана Грея»), Дж. Роулинг «Гарри Поттер» и др.)                                                                                                                                                        На основании полученной информации и с учетом интересов читателей был разработан план проведения мероприятий, который реализован во втором этапе. В контексте реализации проекта, безусловно, оказалась важна работа с фондом: его формирование, раскрытие, использование.                Различные формы работы были использованы в процессе реализации проекта. Библиотечные работники стремятся всячески разнообразить культурно-досуговую деятельность, уйти от шаблона в проведении массовых мероприятий, широко используя все современные информационные технологии: игровые программы, видео-просмотры, слайд-презентации, театрализации, буктрейлеры и др.                                                                                                                 Так, например, в июне 2014 в Зимовниковском Сельскохозяйственном техникуме был организован «Книжный дворик» для студентов первого курса.                                                                  Мероприятие включало в себя визуальное и звуковое сопровождение, такие как слайд-презентации и музыкальные фрагменты.                                                                                                        Началось оно с представления книжной выставки, где разместилась литература по различным  отраслям знаний: наука и техника, медицина и спорт, художественная литература. Студентам было предложено выбрать на выставке те книги, которые, по их мнению, должен прочитать каждый образованный человек. Из представленных книг наибольший интерес вызвала художественная литература. Выяснилось, что студенты первого курса практически не знакомы с классической литературой.                                                                                                                                 Из представленных на выставке изданий многие захотели прочитать такие книги как: М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту», «Джейн Эйр», Шарлота Бронте. Привлекла внимание студентов краеведческая литература: большие красочные альбомы («Донские столицы», «Остров мустангов», «Спортивная слава Дона»). Студенческая аудитория с большим интересом восприняла такое мероприятие.                                                                   Завершением работы Проекта в 2014 году стало проведения «Круглого стола» «Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?» для студентов старших курсов, активно принимавших участие во всех мероприятиях, проводимых МУК МЦБ Зимовниковского района. Основной целью мероприятия было обсуждение таких вопросов как: что сегодня читает молодежь, возможна ли альтернатива чтению и что делать, чтобы чтение не исчезло из жизни молодого поколения. В ходе мероприятия выяснилось, что предпочтения отдаются фантастике, любовным романам, детективам. Хотя нельзя сказать, что совсем не читают классику. Спорить о том, что лучше – интернет или книга – бесполезно . Альтернативы книге не будет. В Библии сказано, что вначале было Слово, оно и умрет последним.                                                                               В 2015 году работа по реализации Проекта продолжилась, проведены мероприятия:

  • «Читать или не читать» - анкетирование;
  • «Чтение как открытие» - День книжных Колумбов;
  • «Весь мир большой, от А до Я откроет книжная страна» - Аукцион книжных знаний;
  • «Судеб скрещенье» (мемуарная литература) - Литературное обозрение;
  • «Книга и ее «соперник» Интернет» - Диспут;
  • «Книги – лауреаты премий» - Шорт – обозрение.

    В текущем году Проект начал свою работу с проведения «круглого стола» по проблемам чтения детей и подростков. Заявленная тема обозначила круг проблем: определяющую роль в становлении новых представлений о современном образовании имеют взгляды на значение чтения и знание родного языка как базовой основы формирования интеллекта, творческих способностей, развития языкового сознания и национального самоопределения.                                    Ребятами были выдвинуты идеи о том, например, что книги, с одной стороны, явление глобальное, общественное, с другой – личное, интимное. Или о том, что мода на некоторые книги связана самым неожиданным образом с вопросами религии. Для тех, кто ищет в литературе готовые советы и рекомендации, книги П. Коэльо – полезная проповедь, которую можно получить, не выходя из дома. Но – полцарства за фразу "Читай – и ты полетишь"! Мода на отдельные книги – это то, что зависит от мнения, вкусов эпохи. В этом есть какая-то несамостоятельность. А мода на чтение – это совсем другое. И надо сделать все возможное, чтобы чтение стало модным. Чтобы с достоинством сказать: "Читать – модно! Посещать библиотеку – престижно!"                                                                                                                                 В библиотеке широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция. С недавнего времени это слово прочно вошло в нашу жизнь. Если перевести на русский язык, оно обозначает бесплатная ярмарка.                                                                                         Книги – наши друзья, поэтому с ними расставаться всегда нелегко. А мы решили дать книгам новую жизнь и взяла старт акция – буккроссинг. Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал – отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга – принести прочитанную книгу в Библиотек у, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей. Книги, представлены на стеллажах, их можно брать без записи и оставлять у себя для чтения или передавать друзьям.                                        Отдохнуть, провести время с пользой можно в компании верных и удивительных друзей – книг. На одном из мероприятий «Путешествие книжных колумбов» мы предложили студентам второго-третьего курсов представить себя «книжными колумбами» и отправиться в путешествие по «книжной Вселенной». Вначале мероприятия студенты приняли участие в анкетировании и ответили на вопросы анкеты: Каковы мотивы Вашего чтения? Какой литературе вы отдаете предпочтение? Произведения каких авторов вы предпочитаете? и. т. д. Затем мы продолжили путешествие по «книжной Вселенной», многие участники мероприятия заново открывали для себя мир классики. По отзывам студентов принявших участие в мероприятии, такая форма проведения им понравилась, было интересно. Вот один из отзывов: «Нам все понравилось, т.к. впервые принимали участие в таком мероприятии. В целом мы получили много впечатлений и кучу радостных эмоций, по чаще бы проводили такие мероприятия!»                                                        Свою работу проект начал в 2014 году и впервые в Зимовниковском Сельскохозяйственном техникуме мы провели фестиваль славянской письменности и культуры «Живой родник русской литературы». В 2015 году, можно сказать, что этот фестиваль стал традиционным, он прошел на сцене техникума, театрализовано и уже с участием самих студентов. В этот же день мы награждаем лучших читателей-студентов благодарственными письмами. Продвигая книгу и чтение, Центральная библиотека постоянно изучает мнение читателей о литературе, выявляет их пристрастия и оценки, проводит опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас», «Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».                                                                                                                                                             Обобщая итоги проделанной работы, можно сделать вывод что:

  • значительно выросло число желающих участвовать в проектной деятельности;
  • прослеживается положительная динамика в развитии интереса к книге, чтению.
  • улучшилось качество чтения пользователей библиотеки, пришли новые читатели.

      На сегодняшний день участниками Проекта стали практически все студенты и преподаватели ЗСХТ. С начала реализации Проекта 60 из них записались в библиотеку и регулярно ее посещают. Эта справка была включена в сборник, который находится на страница Библиотеки Дона:

 

Сегодня в библиотеках области. Выпуск 32. Проекты по продвижению чтения в год Литературы в муниципальных библиотеках Ростовской области / Донская гос. публ. б-ка. – Ростов-на-Дону, 2015. – 36 с. (далее)