Старуха
В. Распутину Хлопотала. Копошилась. Вынесла немало бед.. Даровала божья милость Этой бабе сотню лет. Вместе с солнцем просыпалась, Молча солнцу улыбалась, И крестилась на восход. Больше как-то всё молчала, Ну а если и ворчала, Не от сердца, от забот. В день единый отстрадала - Не оставила хлопот. И ушла в небытиё, Словно не было её. Посреди светелки тесной - Гроб, одетый в цвет небесный, Сыновья толпятся, внуки. "Попрощайся подойди..." И лежат сухие руки, Днем впервые эти руки Отдыхают на груди...
Василий Козлов
Звездопад В. Распутину Устану жить – не вздрогнет Русь. Последний раз притронусь к хлебу – Звезда прокатится по небу. Ей благодарно поклонюсь. Над перекладиной ворот Уже другая ярко вспыхнет. Повоет пёс, затем утихнет. Столпится в горнице народ. Заботы сыну передам. И думы выпущу на волю. Не осужу чужую волю. И в гроб сосновый лягу сам. Поднимет стаю белых птиц С полей январских ветер синий. В ложбинах двух скрипучих линий Намёрзнет скорбь туманных лиц...
Анатолий Горбунов
Байкал Валентину Распутину Ты не это ли чудо искала, По земле и по небу кружа? – В голубое безбрежье Байкала, С ним сойдясь, Ты взлетела, душа! Узнавая родное с восторгом, Обнимая, как чайка, волну, К поднебесным рванулась просторам, Содрогаясь, вошла в глубину. Слава Богу, что снова я ожил, Встав под ветер, Вздымающий вал – Будто здесь я Всю жизнь свою прожил, Хоть я здесь никогда не бывал. Гул глубин, что меня переполнил, Звоны-вызвоны, внятные мне, До меня долетали – Я вспомнил! – В материнской моей стороне. Светом снежных вершин Осиян – ны, Далеко и вблизи от меня, Словно вечность, Застыли Саяны, Это чудо живое храня. Ты нашла, что так долго искала, Не напрасно мытарства верша: Ты с мятежной душою Байкала Обручилась навеки, душа!
Анатолий Гребнев
Среди зимы Валентину Распутину Я весь в долгах, не утаю. Они кругом, я ими маюсь. Как мало людям отдаю И очень много занимаю. Я занимаю доброту, Пусть тот заем еще продлится. По белу свету побреду, Чтоб добротою поделиться. Я обойду знакомых всех, Спрошу, кому и сколько должен. И знаю, кто-то скажет: "Дожил", И выдворит в ночи на снег. Замерзну я среди зимы. Ну что ж, как нам диктует старость, И это надо брать взаймы, Чтоб в людях меньше зла осталось. Приняв, его я не отдам Друзьям или кому другому. Скорей проклятию предам, Чем отнесу к чужому дому. Знакомы мне и грусть и смех, Добро и зло. Но больше в свете Тех, кто как близкого приветит, Не отошлёт в ночи на снег.
Петр Реутский
Валентину Распутину Продавит русская весна Плотину вражеского круга. Россия будет спасена – И в этом есть твоя заслуга. Борьбы невиданной накал Очистит Родину от смога. Задышат Волга и Байкал – И в этом есть твоя подмога. Излечит русская душа Народ от горечи и гнета Из православного ковша – И в этом есть твоя забота. Господь Великий как-нибудь Нас отведет от замогилья. Осветит солнце Русский Путь – И в этом есть твои усилья.
Владимир Скиф
Валентин Распутин
Как совесть – неподсуден, Как свет –необходим Отечеству и людям Распутин Валентин. Для многих – неуютен… Но он такой один – Всегда и есть, и будет Распутин Валентин. В общенье, вправду, труден В столице и в селе… Зато не словоблудьем Он занят на земле. Глумленья не таящий И в пазухе – камней, Писатель, говорящий О Родине своей. В Отечестве бесправном Он правило завел Являть собою правду – И недругов орел. Их раньше –меньше было. Теперь им несть числа. Вот только б леность тыла Его не подвела. А тыл – все мы, все «наши». В тылу народ един, С твоей душою слажен, Распутин Валентин!
Владимир Скиф
Светлане и Валентину Распутиным
Как спится у Распутиных на даче!
День закатился, словно медный грош.
Мой сон, как пух небесный, не иначе,
Мой сон на детство давнее похож.
Настой черёмух и настой сирени,
И хвойный воздух с млеком тишины
Мне кажутся божественным твореньем,
Вдыхаются до самой глубины.
Не слышатся ни ангельские плачи,
Ни гомоны вечерних городов.
Как спится у Распутиных на даче,
Как будто в поле посреди цветов!
В шитье живых черемуховых кружев,
Ночь зыбкою летит берестяной.
А Мирозданье каруселью кружит
И выпрямляет сосны надо мной.
Как будто в кокон – в одеяло прячусь
И улетаю по ночной тропе.
Как спится у Распутиных на даче,
Как в раннем детстве в маминой избе.
Владимир Скиф
Письмо Распутинской матерее
Матёра! Мать! Земля родная!
Ты вся пронизана тоской.
Славянских витязей скликая,
Поёт дружина за рекой.
Взмывают голоса неровно,
То восходя под облака,
То с неба падают на кроны
Дерев, проросших сквозь века.
На копны сена и окопы,
На русский дол, на тёмный сад,
Где погромыхивают копья
И листья славы шелестят.
Дружина русская, святая,
Не предавай родной души.
К Матёре с облака слетая,
Пресветлый Ангел закружил.
Молюсь на русскую Матёру,
Как на икону, и прошу:
– Не отдавай себя разору,
Насилию и грабежу!
Твои, Матёра, кладовые,
Как на пожаре, грабит тать.
Пора дружины боевые
На озеро Чудскóе звать!
Пора туман и подоплёки
Со смысла скрытого срывать.
Пора, пора орлиный клёкот
В штыки и пули отливать.
Владимир Скиф
Матёра Прислушайся к душе – Она еще живая, Она не умерла в разврате и вине: Саму себя храня, Саму себя скрывая, В молитвенной она страдает глубине. Там тайная страна, Там Русь – твоя Матёра. Славянами, как встарь, заселена она. Сияет солнце там Средь вечного простора, И недругам она на откуп не сдана. Сияет солнце там, И, взгляд куда ни брось я, – Ухожена земля – куда не обернусь. Под колокольный звон Качаются колосья И молятся в скитах святители за Русь. Пусть нынче на Руси Пиры справляет нерусь, И сатанеет зло, наглея всё сильней, – Россия – Русь моя, В себе я не изверюсь, Еще восстанешь ты Во всей красе своей! Не сломлен русский дух! Ты, в нём найдя опору, Сама распорядись державною судьбой. Прислушайся к душе, Открой свою Матёру, Проснись родной народ – И стань самим собой!
Анатолий Гребнев
Валентину Распутину Великие нужны России люди, Вас в мире знает каждый человек. Поверив в Вас – жива Россия будет И твёрдым шагом вступит в Новый век. Дана Россия русским людям свыше, Её мы с Вами уберечь должны. А то она уже на ладан дышит, Вот потому Вы Родине нужны. Мы все живём, чтоб возродить Россию, Чтоб засветилась русская заря, И чтоб у русских появились силы С надеждой вместе, что живём не зря. И я уверена, что так оно и будет, Что правды час в стране у нас пробьёт. Ваш русский слог богатырей разбудит И свято будет слово – патриот!
Екатерина Трунова, 9-й класс Ширяевской средней школы Иркутского района
Реквием Валентину Распутину
Взметнулись в небо искры грусти, Костер, как в скорби, замолчал. По Ангаре, где жил, Распутин, Туман, печально проплывал. Покинул бренный мир писатель, Российский классик – Валентин. Сосновый лес в Сибири плакал, Прощаясь, ветер, в кронах выл. Прости земляк, прости поэта, Что рядом быть не смог с тобой. Когда последний лучик света, Ты отразил своей душой. Пусть небо красками взыграет, Всклокочет бурно, Ангара. Тебя Сибирь вся провожает, Чтобы запомнить навсегда.
Владимир Павлов
***
Байкал любил он, как отца, как друга. Он здесь уединения искал. И понимал, что если в жизни туго, То легче там, где плещется Байкал. Земную боль он сердцем знал ранимым. И от мучений озера страдал. Боролся он за то, чтобы родимый Жил, полнился и процветал Байкал. Хотел, чтобы он был незадымлённым, Чтоб яд в хрусталь воды не проникал, И доброй чтоб была, незамутнённой, Душа людская, как святой Байкал. Здесь покорял духовные вершины. И образ плотью слова облекал. Ему в свои незримые глубины Дверь открывал с доверием Байкал. Сложил, как песнь, «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» там он написал, Где дивные раздумчивые горы С небес глядят, как в зеркало, в Байкал. На листвене вблизи крутого склона, У дома, где шумит байкальский вал, Живёт ещё, наверно, та ворона*, Которую он «нашей» называл. Он чувствовал Байкал. Внимая шуму, Морскую книгу по волнам читал… Теперь же, одинокий и угрюмый, Скорбит о нём седой отец Байкал.
Ирина Прищепова
|