Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Напишите — решим!
^Вверх
Идеи для выставки. Методика подготовки
Деятельность библиотеки неразрывно связана с поиском новых форм и методов, внедрением креативных и инновационных приёмов. Всё это в полной мере относится к организации книжно-иллюстративных выставок, которые помогают раскрыть фонды, увлечь детей чтением.
Книжная выставка является традиционной наглядной формой предоставления книг читателю с середины 19 века. Выставочная работа библиотеки ведет к раскрытию книжного фонда, делает его еще более понятным, «прозрачным» и дружелюбным, укрепляет связь ребенка с книгой.
На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок: выставки новых поступлений, выставки по актуальным темам и проблемам, персональные выставки, жанровые выставки, выставки к знаменательным и памятным датам, выставки в помощь учебному процессу. Своеобразное явление - выставка одной книги. В данной публикации мы предлагаем вашему вниманию идеи, которые помогут в создании как выставки одной книги, так и других, не менее интересных книжных экспозиций.
Основой выставки может стать:
- оформление книги (можно представить несколько изданий одной книги по-разному оформленных);
- формат книги (малый-выставка миниатюр, большой – выставка книг-великанов, великий – выставка книг-гигантов);
- издательство (например, выставка-просмотр книг этого издательства);
- серия, в которой вышла книга (выставка книг этой серии);
- год издания книги (просмотр «Книги десятилетия»: 40, 50, 60, 70-е, в ходе которого вы можете изучить книжную картину эпохи, картину чтения);
- издание книги (сделать выставку нескольких изданий книги и «найти десять отличий»);
- страна, где вышла книга (выставка «Страна и её писатели»);
- Интересные детали, встречающиеся в книге, тоже могут стать поводом для запоминающейся выставки;
- Кулинарные пристрастия героев тоже могут быть «выставлены»;
- Тематические книжные (книжно-иллюстративные) выставки имеют цель познакомить читателя с наиболее интересными и значимыми книгами по конкретной теме, проблеме;
- Страна, описанная в книге может стать поводом для страноведческой выставки;
- Путешествие, которое совершают герои, может стать основой выставки библиопутешествий;
- День рождения автора или юбилей – повод для большой персональной выставки;
- Можно проследить всю биографию книги: рождение, выход в свет, отзывы в прессе, премии, экранизации, переиздания, современное состояние. Это всё внешние поводы для сознания книжной выставки. Но и в самой книге найдётся множество интересных моментов, которые могут стать поводами (уже внутренними) для выставки.
Основная цель книжной выставки – привлечь внимание читателя, пользователя. Для этого книжная выставка должна быть хорошо оформлена, находиться в удобном для обозрения месте, на самом виду у посетителей библиотеки. Так создаются условия возникновения непроизвольного внимания читателей – прежде чем познакомиться с выставкой, читатель должен её заметить. Этому способствует стиль художественного оформления выставки, её техническое оснащение, использование новых конструктивных материалов.
Язык библиотечной выставки предполагает определённую последовательность изложения. Так, первый раздел выставки, как правило, носит установочный характер – он объясняет последующие.
Заголовок. Существует определённый ряд требований к заголовку библиотечной выставки:
1. Объём заголовка не превышает пяти слов. Заголовок служит привлечению внимания читателя к выставке, создаёт мотив обращения к книгам, представленным в экспозиции. Если заголовок многословный (например, стихотворная цитата «Печально я гляжу на наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно…»), то несмотря на узнаваемость текста, его актуальность, такой заголовок не привлечёт непроизвольного внимания читателя. Поэтому даже стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости «обрезать» их;
2. Заголовок выставки опосредованно отражает целевое и читательское назначение выставки. Так выставку литературы к выпускным экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену»;
3. Шрифтовая композиция заголовка или цитаты может быть симметричная (ориентированная по центру), блочная (когда все строки вписываются в прямоугольник независимо от количества букв в каждой строке), флаговая (выровненная по левому или правому краю).
Пример дизайнерских решений библиотечных выставок для детей: в противоположность прямолинейному оформлению визуальной среды выставки можно использовать наклонное и перпендикулярное размещение заголовков, цитат и иллюстративного материала, что сделает их визуально менее однообразными, более интересными для ребёнка, который вынужден к тому же передвигаться, чтобы всё прочитать. Непроизвольное внимание читателей привлекают выразительные заголовки, фотографии и красочные иллюстрации, символы и эмблемы, характеризующие основные моменты темы. В экспозицию включаются и натуральные предметы (готовые изделия, модели, макеты, муляжи, бутафории). Необходимо учитывать, что все элементы оформления выставки тогда имеют значение, когда подчинены наиболее полному выявлению содержания, его основной идее.
Следует знать, что многоаспектные книжно-иллюстративные выставки рассчитаны на восприятие с небольшого расстояния. Близкие к читателю (зрителю) части экспозиции предполагают меньшие величины изображений, чем дальние, которые расположены выше уровня глаз. Последние требуют крупных иллюстраций, ярких красок и кратких текстов.
Заголовки и цитаты советуем оформлять выразительно и нетрадиционно, используя в разнообразных сочетаниях форму свитков, овалов, изображённых раскрытых книг и др. В некоторых случаях можно фигурно обрезать край цитаты, что в сочетании с цветным фоном может вызвать необычный зрительный эффект.
Предметный ряд. Представленный вместе с книгой предметный ряд по- своему подтверждает эту реальность. На краеведческих выставках стало традицией представлять подлинные предметы труда и быта жителей данной местности. Важную смысловую нагрузку несут и макеты, модели (иногда движущиеся) изделий, военных орудий, фигурки игрушечных солдатиков. Чтобы разместить такую насыщенную экспонатами выставку, к стеллажу с книжно-иллюстративным рядом может быть приставлен стол. Тогда экспозиция получается в двух плоскостях.
Предмет может стать и смысловым центром экспозиции (например, старинные куклы – на фоне фотографий из семейных альбомов, открыток с видами городов дореволюционной России, книг по истории дворянской культуры и быта).
Предпочтение следует отдавать объёмной организации визуальной среды. Вот несколько приёмов:
1. Сквозные обоймы (цитатные, изобразительные, портретные, фото-атрибутивные) представляют собой цепочку тематического материала, смонтированного при помощи узких бумажных полосок по краям. Другой элемент – разрезанная иллюстрация, части которой могут быть смещены, чтобы подчеркнуть объём. Эффекты просвечивания, парения, витражности при оформлении оживят визуальное пространство выставки;
2. Объёмные носители информации в виде склеенных кубов, параллелепипедов, шаров, конусов, пирамид, цилиндров, на которые на разных уровнях и планах можно прикрепить цитаты, иллюстрации, портреты;
3. Подвесные цитаты-стандарты (на нитях или лентах), оправленные в изящные рамки, создадут впечатление лёгкости и движения всей экспозиции;
4. Атрибутивные ряды – дублирование помещённых на выставке предметов их изображениями (например, гусиное перо в чернильнице и его графический силуэт) или изображения предметов в разных масштабах и ракурсах;
5. Фигурное размещение книжного и изобразительного материала – расположение в виде веера, гармошки, дугой, уступами, в наклонном виде и т. д.
Следует знать, что многоаспектные книжно-иллюстративные выставки рассчитаны на восприятие с небольшого расстояния. Близкие к читателю (зрителю) части экспозиции предполагают меньшие величины изображений, чем дальние, которые расположены выше уровня глаз. Последние требуют крупных иллюстраций, ярких красок и кратких текстов.
Заголовки и цитаты советуем оформлять выразительно и нетрадиционно, используя в разнообразных сочетаниях форму свитков, овалов, изображённых раскрытых книг и др. В некоторых случаях можно фигурно обрезать край цитаты, что в сочетании с цветным фоном может вызвать необычный зрительный эффект.
Цветовая гамма. Наукой о цвете – цветоведением - накоплены сведения, весьма полезные дизайнеру, художнику и библиотекарю, занимающемуся организацией библиотечных выставок.
Желательно избегать пестроты, создающей ощущение дискомфорта, препятствующей выбору книги. Не стоит злоупотреблять использованием разных декоративных шрифтов, различных цветов при написании слова или фразы. Это нарушает целостность визуального восприятия. Цветовая гамма должна соотноситься с проблематикой выставки, местом её размещения (напротив окна, в углу…), временем года и освещением. Ведь некоторые цвета воспринимаются как выступающие – «тёплые» (красно-оранжевые), а другие как отступающие – «холодные» (зелёно-синие).
Дизайнеры предлагают использовать и такое свойство сочетаний цветов: два контрастных цвета, расположенных рядом, взаимно усиливают друг друга; родственные – ослабляют. Так, зелёный цвет кажется ярче в сочетании с красным.
Выбор шрифта, которым выполняются заголовки и цитаты к выставке, обусловлен целевым назначением и содержанием выставки.
При восприятии визуальном отношение к увиденному создаётся с первого взгляда, и уже под влиянием этого отношения читатель воспринимает все составляющие части увиденного им вначале.
Главное нужно помнить при работе с материалом, - никогда не позволяйте спецэффектам заслонить смысл. Удобство восприятия куда важнее любых новаторских находок.
Таким образом, создание выставки – даже вполне традиционных разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составные образуют понятие «профессиональное мастерство».
Как правило, традиционная книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. Игровая, диалоговая выставка – до 3-х месяцев. Однако существуют и так называемые «постоянные книжные выставки».
К книгам прикрепляются, как правило, аннотированные карточки, дающие представление о содержании книги.
Тематическая выставка не должна иметь «законсервированный» характер: если какую-то книгу взяли с выставки на её место ставится другой экземпляр или другая, близкая по характеру, книга.
Список использованной и рекомендуемой
для дополнительного изучения литературы
1. Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст]/ Н.В. Збаровская . – СПб.: Изд-во Профессия, 2004. – 224 с.
2. Збаровская, Н. Что такое выставочная деятельность библиотек [Текст] /Н. Збаровская // Библиотека в школе. – 2006. - № 13. – С. 19-28.
3. Кузнецова, Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах / Е. Б. Кузнецова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 4(10))
4. Матлина С. Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке. Лекция 4 : Книжно-иллюстративные выставки. Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений. Особенности внутриполочных выставок / Слава Матлина // Библиотека в школе. – 2005. - № 20. – С. 35-41.
Панская Галина Юрьевна, методист
Детской библиотеки - структурного подразделения МУК МЦБ
Зимовниковского района