Быкова, Ю. Белочка по имени Глюк [Текст]/Ю. Быкова// Московский Комсомолец. – 2010. – 1 апреля. - № 25316.
В России становится все больше людей - животных
Участники “Русфурренции-2010”
Сергею 22 года, он студент юрфака известного вуза. И — геккон. Ящерица. 25-летний Евгений из Северодвинска — собака. Люди-белки, люди-лисы, люди-дельфины — их становится все больше. Они — представители новой для России субкультуры фурри (от английского furry — пушистый, покрытый мехом). Корреспондент “МК” пообщался с фурри и выяснил, почему они отождествляют себя с животными.
Что значит быть гекконом?
На сайтах “пушистых” есть две основные версии того, кто же такие фурри. Для одних это люди, чувствующие в своей душе зверя и отождествляющие себя с ним. Для других — приверженцы особого типа искусства, предполагающего создание рисунков и рассказов с человекоподобными животными.
Самые популярные животные образы — кошачьи и псовые. Но встречаются и экзотические варианты.
— Некоторым кажется странным, что человек, отождествляющий себя с рептилией, крутится среди лисов, волков и кошек, — рассказывает 22-летний студент юрфака Сергей. — Есть просто отдельное движение драконов — людей, которые хотят ассоциировать себя и свои поступки с этими гордыми чешуйчатыми существами. Но некоторые фуррики думают, что и ящеры вроде меня должны быть с ними.
Геккон Сергей — модератор одного из самых крупных фурри-порталов в Интернете. Быть гекконом дня него значит многое: “От представлений о ящерицах как о своих тотемных существах до простой ролевой игры”. “Начав отождествлять себя с рептилиями, я стал чем-то на них похож: стал терпеливее, спокойнее, хладнокровнее, хитрее, ловчее: однокурсники даже стали называть меня мутантом, — рассказывает Сергей. — Я частично холоднокровный: у меня бывают довольно холодные конечности, причем даже в жару”.
Опознать фурри на улице не так-то просто. Хотя все же их может выдать использование звериной символики, к примеру, медальона в форме кошачьей лапы или футболки с волком... А время от времени “пушистые” даже выходят на улицы в гриме, с накладными ушами и хвостами.
Тушканчики на Арбате
Важная часть культуры фурри — это фурсьютинг, изготовление костюмов живот-ных. Фурсьют может быть и полным — целиком скрывать своего хозяина за комбинезоном из искусственного меха и несоразмерно большой поролоновой головой, и частичным — в виде прицепленных к обычной одежде хвостов, ушей и лап.
25-летний студент Евгений — один из трех фуррей города Северодвинска, мастерит костюмы собственноручно.
— Я собака. У меня много имен, но в фурри-мире меня зовут Стил. В честь персонажа из мультфильма “Балто”. Этот коварный и злой пес очень красив, и я искренне восхищен его красотой, — говорит Евгений. По его словам, создание фурсьюта — задача не из легких. На изготовление одного такого мехового шедевра, “воплощения души героя”, может уйти несколько месяцев.
— Все упирается в знание тонкостей. Надо уметь строить выкройки и разбираться в них, знать особенности материалов. Самое сложное — сделать голову. Голова — это два слоя поролона. Первый слой — основа, как бы “череп”, а второй — рельеф: щеки, брови, уши и т.д. Все это покрывается мехом. Глаза делаются из баннерной сетки — она прочная, сквозь нее хорошо видно и по ней отлично рисовать акрилом…
Костюмы Стил делает для себя и для друзей, пару раз шил и на продажу. Один из них приобрел… местный университет для кафедры детской психологии — “чтобы участвовать в детских праздниках и благотворительных акциях”. А самого Стила знакомые частенько приглашают на детские дни рождения.
У ровесника Жени, московского инженера по телекоммуникациям Дмитрия, как он выражается, пятилетний опыт работы с этой культурой. Сам Дмитрий не считает себя в душе животным, но отношение к фурсьютингу у него очень серьезное. Наверное, он единственный из отечественных фурсьютеров, кто привлекает для создания костюма профессиональных мультипликаторов. “Фурсьют — высшая точка воплощения интересующего героя, — считает мой собеседник. — Как математик рассчитывает движение ракеты, а инженер ее строит, так и фурсьютер делает из фантазий нечто осязаемое”. Создать костюм — лишь малая часть дела, самое сложное — уметь в нем двигаться, общаться.
— Это ж актерское мастерство! — утверждает Дмитрий. — Я, когда делал костюм льва-пумы, специально читал учебники для театральных вузов, учился ходить немного вприсядочку, плавно передвигаться, немного вилять бедрами, чтобы не сваливался хвост…
Другой важный принцип поведения в фурсьюте — не разговаривать: общаться жестами, движениями. “Звери же в основном не разговаривают”, — объясняет Таффка, которая на последнем слете фурри продержалась так все пять дней.
Таффке 22 года, она недавно закончила университет и ассоциирует себя с единорогом — “животным необычным и мифическим”. Свой костюм Таффка старалась сделать “необычным, чтоб радовать окружающих”. В результате получилась сине-зеленая белочка и немного тушканчик Ацида, которую, впрочем, прозвали Глюком.
Настроение с хвостом
Чем же могут заниматься белочка-тушканчик и лев-пума, оказавшись на улице? Ответ очевиден — развлекаться! У случайного свидетеля вид горстки меховых мультяшных фигур обычно вызывает недоумение и судорожные попытки вспомнить, что же сегодня за праздник... Но все же наиболее естественная реакция — это улыбка.
— Бывает очень весело: мы идем по улице, машем лапами, фотографируемся, обнимаемся с народом (на сленге это называется “тискаться”. — Д.Р.). Прикалываемся друг над другом, бегаем, гоняемся, — описывает костюмированные вылазки Дмитрий. По его словам, собираться лучше маленькой компанией, потому что когда идет большая меховая толпа, народ начинает напрягаться.
— Костюм в основном для поднятия настроения, — говорит Таффка. — Когда я гуляла в фурсьюте по Арбату, прохожие удивлялись, а вот дети очень радовались. Хоть час активного действия в костюме сильно выматывает, получаешь много позитивных эмоций.
Позитивные эмоции, наверное, главная причина того, почему костюмы так не похожи на настоящих животных. Ведь мультяшки куда веселее и дают куда больше простора для экспериментов.
Правда, подобные прогулки на людях для отечественных фурри пока довольно редки. Чаще они просто собираются в тесном кругу в человеческом обличье. Но раз в году проходит крупное событие — “Русфурренция”, собирающая вместе “пушистых” со всей страны (в этом году их набралось около 100). “Русфурренция” — это не только обмен опытом за год, но и всякие тематические действа: ролевые игры, конкурсы мейк-апа и боди-арта, обмен сувенирами, связанными с животными, и т.д. Кроме того, есть возможность купить на аукционе уникальные работы или редкие издания книг и комиксов.
Лапки черные, характер нордический
В России зачатки субкультуры фурри появились в самом конце 1990-х — начале 2000-х и представляли из себя горстку любителей западной анимации, прежде всего фанатов мультика “Король-Лев”. Почти все первые российские “пушистые” позаимствовали у американских фуррей. На Западе развитость фурри-движения, зародившегося в США еще в 1980-х, действительно производит впечатление. Их костюмированные встречи не только многочисленны, но и регулярны. Фурри ставят спектакли, играют в баскетбол, устраивают ролевые игры, спектакли… Популярны кукольные представления, где вместо фурсьютов используются куклы в виде животных, которые “играют людей”. В общем, чего они только не вытворяют… Так, по словам Джонатана из Квебека, который ходит в костюме страшного, но очень дружелюбного дракона, он никогда не упускает шанс выйти на улицу с несколькими друзьями или принять участие в костюмированном параде.
— В прошлом году я был на двух крупных встречах, побывал на средневековой ярмарке и двух парадах. Это не считая обычных прогулок в костюмах каждый месяц, — рассказывает Джонатан.
Некоторые фурри создают собственные видео-шоу или радиоканалы, где поют песни для “пушистых” и о “пушистых”. В Интернете можно найти огромное количество англоязычных материалов и советов новичкам: к примеру, как ходить по лестнице в фурсьюте, как спускаться на лифте, реагировать в случае неадекватного поведения окружающих. Легко найти так называемые character sheet — карточки с описанием персонажей. К примеру: порода — лис-мангуст, тело покрыто мехом серого цвета, пузо — белое, лапки — черные, характер нордический…
Кроме всего прочего некоторые зарубежные фурри имеют шанс сделать деньги, занимаясь своим любимым делом: работать аниматорами — развлекать людей в парках или на вечеринках или быть талисманами спортивных команд.
Интимный йифф
Фурри всея Руси гораздо активнее, чем в реальной жизни, общаются в социальных сетях и на интернет-форумах, у них есть собственный сленг. К примеру, “хуманы” — либо просто обозначение людей, либо “универсальное оскорбление”; “плюшки” — плюшевые игрушки (“объект вожделения плюшефилов”), “мяу” или “мя” — местоимение “я”, “мрр” и “гав” — универсальные междометия; “фурдом” или “фуррятник” — место обитания нескольких фурри, а “йифф” — интимный процесс или творчество эротического содержание (считается, что “йифф” — это звук, который издают занимающиеся любовью лисицы).
Ситуация с ийффом — отдельная история... Отношение к нему вызвало настоящий раскол внутри фурри-сообщества. По мнению одних, фривольные рассказы и рисунки (речь исключительно об эротических изображениях именно антропоморфных животных!) позорят и дискредитируют сообщество, другие же полагают, что это абсолютно нормальное проявление естественных инстинктов.
Другая тема споров — кого считать истинным фурри: поклонника “животного искусства” или человека, нашедшего в душе зверя?
Участие в “пушистом сообществе” никак не ограничивает самореализацию в других сферах. Так, по словам Сергея, в порядке вещей найти фурри-панка или гота с соответствующим мировоззрением, который вполне нормально общается с другим фурри, например работающим в милиции или даже ФСБ. Кроме общего увлечения образами животных есть что-то такое, что роднит большинство “пушистых”…
— Я стал фурри, чтобы вернуться немного в детство — почувствовать себя ребенком. То есть детства у меня как такового не было — учеба, учеба, — рассказывает Дмитрий, главными школьными увлечениями которого были зоология и палеонтология.
В детстве он практически не смотрел мультики, зато основательно увлекся ими после армии, которая и познакомила его с анимацией.
— В армии серая обыденная жизнь, регламентированные занятия, ничего позитивного, кроме шуточек над командиром полка. Но было свободное время, и все эти мультфильмы, которые я раньше не смотрел, решил посмотреть — и мне понравилось. После армии захотелось узнать об этом побольше…
Как и другие молодежные субкультуры, субкультура фурри позволяет участникам почувствовать, что они не такие, как все, они — другие. А их слегка наивные рисунки и акции демонстрируют, что в их “животном” мире осталось довольно много детского. Так что если вам знакомо ощущение, что вы определенно чувствуете когти и хвост, вполне возможно, что вы — будущий “фуррь”.