^Вверх

Ноябрь 2024
21
Четверг
Joomla календарь

baner3

baner4

LIB logotype

baner7

baner8

эмблема степная новь

baner9

baner10

baner11

e9b20d431fc905f74ae422369751a143

портала КУЛЬТУРА.РФ

bez imeni 1

БАННЕР ВИтрина закупок Ростовской области

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ИСТОРИЯ  ПОСЁЛКА  ЗИМОВНИКИ
 
    До строительства железной дороги (1895 г.) в излучине Малой Куберле (среднее течение) уже были небольшие поселения: хутора Кучман, Горобцов, Василевский и Жуков. Начало заселения этого места относится к 1873-1881гг. Об этом рассказывают наши старожилы Голотин А.И. (1876 г. рожд.) Лыгин Ф.Е.(1873г. рожд.) и 99-ти летний Нарожный А.С.
   Вниз по Куберле поселилась Калмыцкая станица Ново-Алексеевская, а вверх хутора Николаевский, Пенчуков, Погорелов и два других хутора Куберских (Нижний и Верхний). Таким образом, среднее течение Малой Куберле было самым населенным в то время. Здесь было удобно зимовать скот, поэтому было много скотоводческих стоянок.
  Хуторское строительство было иным, чем теперь. Жилье крестьяне возводили примитивное. Невысокие землянки (они на половину врывались в землю) строили из самана, а чаще из дерна, кое-как обмазав их глиной. Такие хибарки были с маленькими окошками. Света в них было мало, воздух был сырым. Пол был земляной, крыша тоже. Кровати и топчаны были редкостью.
   На хуторских улицах, если их можно так назвать, были горы мусора, золы, костей и ни одного деревца. Арендная система не давала возможности благоустраивать хутора: земля была чужой и куплена на время. Арендаторы участков часто менялись, и выращивать сады они считали бессмысленным занятием. Ни о какой планировке хуторов и речи не было. Селились, как попало, вкось и вкривь, кому, где заблагорассудится, чаще группами землянок по родственному принципу.
    Строительный лес в степи был очень дорог, его было мало. Поэтому при перемене места жительства, строения разрушались хозяином и все деревянное увозилось с собой.
    Крестьянство было темным, нищим и забытым. Одежда была из домотканого полотна или вязанная из шерсти овец. Многие крестьяне и летом ходили в штанах из шкуры. Белье у крестьян было из грубого домотканого полотна, а нередко и вязаное из шерсти. «Обутка» - самодельные черевики или поршни из сыромятины, редко – сапоги.
  Металлические плуги, сеялки, лобогрейки и молотилки появились в конце 80-х годов 19 века. Применялись они только у помещиков и кулаков. Купить все это крестьянину было не под силу. Основными орудиями крестьянского труда были деревянный плуг и борона, ручная коса и молотильный цеп или каток. Сельское хозяйство характеризовалось вековой отсталостью. Ленин писал: «Россия была… невероятно, невиданно отсталой страной, нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Италии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки».
  Основная масса земли – пахотная, сенокос и пастбища – была в руках богачей и крупных землевладельцев. В наших местах она делилась на казачью, калмыцкую, фондовую или государственную. Переселенцы вынуждены были брать в аренду земельные участки и платить за это ежегодно большие суммы денег.
 
zhd vokzal kartinka
 
    Наступила весна 1895 года. Она была необычной для наших мест. В воздухе стоял многоголосый крик работного люда, лязг лопат и кирок, скрип телег, ржание лошадей и вой верблюдов. Началось строительство железной дороги. Вековая дрема наших степей была нарушена.
  Линия железной дороги должна была пройти между Тихорецкой и Царицыном по следующим пунктам: Торговая (Сальск), Великокняжеское (Пролетарская) – Ельмут – Двойная, Куберле – Калмыцкая (Зимовники) – Гашун – Сальская (Ремонтная) – Котельниково – Жутово – Сарепта и конечная – Царицын (Волгоград). Строительство этой дороги было отдано правительством акционерному обществу Владикавказской железной дороги.
   Вся ветвь Царицын – Тихорецкой железной дороги была разделена на четыре участка: первый – Тихорецкий, второй Великокняжеский, третий – Ильинский и четвертый – Царицынский. Зимовниковский отрезок дороги входил во второй участок, который возглавлял инженер путей сообщения В.Г. Ковалевский. На железнодорожном строительстве того времени никаких машин не применялось – их не было. Все делалось вручную. Лопата, кирка и тачка были основными орудиями на земляных работах по устройству железнодорожной насыпи. Людей заставляли работать весь световой день.
 
zheleznodorozhnoe polotno k
 
  Жительница хутора Серебряковка Беркутова рассказывает, что она и ее несколько сверстниц и сверстников, тоже участвовали в строительстве железной дороги. Они сумками, о то и просто подолами носили землю на насыпь. В день им платили по 3-5 копеек каждому. Основной рабочей силой на строительстве дороги было разорившееся крестьянство из Донской и пограничных губерний, безработный мастеровой люд (плотники, кузнецы, каменщики, крестьянство). На отдельных участках строящейся дороги насыщенность людьми достигала 300 и более человек на версту пути. А всего на строительстве дороги было занято свыше 40 тысяч человек и около 8 тысяч подвод. И все же в срок с пуском дороги не уложились.
    Рабочие поезда начали курсировать по линии уже в 1896 году. В строй дорога вступила 9 апреля 1899 года. Все строительство обошлось в 32 миллиона рублей золотом. Перерасход составил 2 миллиона рублей.
    Станция Калмыцкая (Ныне Зимовники) сначала появились на планах и картах строителей железной дороги. Никакого поселения под таким названием на месте нынешних Зимовников не существовало. В 1896 году, когда появилось полотно железной дороги, началось строительство станции. На том месте, где сейчас камера хранения, был выстроен небольшой деревянный вокзал – времянка. Вскоре началось строительство постоянного здания из камня, оно стоит и в настоящее время. До Великой Отечественной воины на фронтоне этого здания оставалась надпись года основания «1896». Тогда и было положено начало Зимовникам.
    К весне 1899 года были сооружены все основные станционные постройки – дом службы тяги (ныне склад под черепицей), водонапорная башня, складские помещения, а позже бараки – кирпичные дома для стрелочников и станционных служащих. На восток от станции (примерно от линии «двор милиции - инкубатор») начинает населяться хутор из калмыцких кибиток и землянок. Он получил название по железнодорожной станции – Калмыцкий.
     Рос этот хутор быстро, так как стоял на бойком месте. Сюда пригоняли рогатый скот, овец и лошадей для продажи.
 
 
 

 

 

Мы в соцсетях

youtube icon ok vk unnamed tg